Педагогическая копилка

Педагогическая копилка

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен

учителем-логопедом Корольковой Я.В.

 

Развитие пространственных представлений – основа успешного обучения чтению.

     За последние годы значительно увеличилось число детей, младшего школьного возраста, с трудностями овладения навыком чтения.

    Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка.

     Существующие методы обучения детей чтению в школе не лишены недостатков, которые имеют много причин, и в частности, недостаточный учет сложной структуры этого психического процесса, его психологического содержания, роли понимания текста в формировании скорости и четкости чтения, способов выработки динамического стереотипа чтения.

     Все эти данные о процессе чтения ставят перед преподавателями задачу проведения постоянной работы, как над «технической стороной» чтения, так и над улучшением понимания, для чего необходима разработка специальных методов, направленных на глубину понимания читаемого.

     ·Успешное и быстрое усвоение букв и овладение процессом чтения возможно лишь при достаточной сформированности многих функций, но сегодня мы остановимся на формировании пространственных представлений.

     ·Несформированность пространственных представлений проявляется

      - трудности ориентировки во всех пространственных направлениях

      - трудности в определении правого и левого, верха и низа

      - неточность в определении формы, величины 

      - несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, конструировании

     - выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела.

 

Этапы формирования пространственных представлений

     1. Телесное пространство.

   Освоение телесного пространства – наиболее ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа. Ребенок должен, прежде всего, осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно. Изучение себя ведется по трем направлениям:

     «Верх - низ». Предлагается условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на верхнюю и нижнюю части (по линии талии). Детально обговорить с ним, какие части тела располагаются внизу, а какие вверху. Связать направления пространства пространственных представлений собственного тела с движениями: верх – встать на цыпочки, подпрыгнуть, поднять руки; низ – присесть, наклониться, опустить руки.

     «Спереди - сзади». Предлагается условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на переднюю и заднюю часть. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади.

     «Право - лево». Предлагается условно поделить вместе с ребенком перед зеркалом его тело на левую и правую половины. Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (Правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку, которую он будет носить постоянно. 

     (Взрослый дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо – вверху слева, колено – внизу справа спереди).

     2. Внешнее пространство.

     Внешнее пространство условно можно разделить три зоны: нижнюю, среднюю и верхнюю. Вначале нужно отработать с ребенком умение видеть эти зоны, затем – какие из окружающих его предметов находятся в каждой зоне и, наконец, переходить к уточнению пространственных представлений в природном мире. («Наша комната», «Наша спальня» и т.д.)

     3. Внешнее пространство воспринимается по отношению к человеку. На этом этапе важно объяснить ребенку, что внешнее пространство воспринимается по отношению к нему. При этом пространство его тела всегда остается неизменным. Помощь в ориентировке, по-прежнему, оказывает маркер - нитка на руке.

     4. Ориентация предметов по отношению друг к другу.

«Спальня», «Игровая комната» (реально и по картинке).

     5. Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив.

    Для ребенка этот этап работы представляет наибольшую трудность, поэтому необходимо обратить на него особое внимание. При выполнении использовать маркеры и ребенку и взрослому.

     6. Ориентация на листе бумаги.

     На этом этапе также используется маркер – нитка. Также рекомендуется маркировать пространство стола (в верхней левой его части приклеить красный кружок).

    Положите перед ребенком квадрат, нарисованный на листе бумаги. Определите и обозначьте разноцветными линиями его стороны: верхняя, нижняя, левая, правая. Соотнесите их со сторонами листа. Найдите на квадрате верхний левый угол. Отметьте его красной точкой. Аналогичную работу проделайте с листом бумаги. Соотнесите с красным кружком на столе и маркером на левой руке ребенка. Объясните ребенку, что выполнение заданий на бумаге он будет всегда начинать, ориентируясь на верхний левый угол листа и продвигаясь вправо вниз.

     7. Вербальная маркировка пространства.

    А) Освоение последовательности (время суток, времена года, месяцы, дни недели, предлоги);

      Б) Составление рассказа по сюжетной серии, по картине.

      В) Усвоение логико-грамматических конструкций. В начале работа проводится с опорой на наглядный материал, затем без опоры.

      Толя ниже Кати. Кто выше?

      Слон толще зайца. Кто тоньше?

      Покажи, где мамина дочка, а где дочкина мама.

     Овладение данными понятиями, в итоге, создает благотворные условия для успешного овладения чтением, так как в ходе их формирования задействованы зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Чья совместная деятельность осуществляет сложный психофизиологический процесс чтения.

     Для овладения правильным чтением ребенок должен запомнить графический образ буквы. Для этого используются упражнения:

     1) обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв (пластилин, счетные палочки, карандаши, игра «Учимся писать»);

      2) дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен ее опознать);

     3) подбор картинок (на что похожа буква?) Когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния. В форме занимательных упражнений выполняется чтение обратных и прямых слогов (логопедический тренажер).

 

 Логопедические тренажеры

 

 

 

 

 

Консультация подготовлена

учителем-логопедом Корольковой Я.В.

 

     Заикание - такое нарушение речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Большинство исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет, это период становления фразовой речи. Заиканием страдает примерно 3% детей. Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

     Заикание может возникнуть остро, вследствие психической травмы или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев.

     Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше – закрепившимся.

 

Инициальное заикание

(режим и рекомендации).

     При остро возникшем заикании первым делом надо устранить травмирующую ситуацию. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор. Но если малыш привык к каким-то ДЕТСКИМ передачам, и вы не можете отвлечь его, не ссорьтесь с ним из-за этого.

     При инициальном заикании специальные логопедические занятия не проводятся, но нужно помочь ребенку изменить манеру речи:

      · постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями;

      · употребляйте простые слова; · приучите ребенка к настольным играм;

      · рисуйте с ребенком гуашью большими кистями на больших листах;

      · очень укрепляют нервную систему игры с водой и песком.

 

Закрепившееся заикание

(режим и рекомендации).

     Основная установка – ведите обычный образ жизни, но до шести лет не рекомендуется посещать зрелищные мероприятия. Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам (уже трехлетнего ребенка можно обучить чтению). Во-первых, овладение чтением – неплохо само по себе. Если занятия не раздражают малыша, то они не создают нагрузки нервной системе. Во-вторых, чтение по слогам – бесценное логопедическое упражнение. Каждое слово имеет свою слоговую структуру, свой ритм. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи.

 

Общие рекомендации.

      · многие дети разговаривают без запинок с малышами, животными или, надев маску, поощряйте это;

      · иногда ребенок как бы кривляется - говорит «как маленький» или с акцентом, но при этом не заикается, не препятствуйте такой речи;

     · постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет, всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов;

      · пусть вас не раздражает, когда ребенок что-то крутит в руках, - это в некоторой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей;

      · дневной сон вне всяких сомнений полезен, и все же не стоит создавать из укладывания стрессовую ситуацию, если ребенок категорически отказывается спать; он может провести послеобеденное время, сидя в кресле, слушая знакомую сказку;

     · некоторые исследования показали, что заикание уменьшается, когда ребенок жует резинку, «жвачка» дает «законные» основания мямлить, а значит собираться с мыслями и говорить без запинок.

С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте.

Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь и хвалите ребенка.

 

 

  

составитель учитель-логопед

Королькова Яна Владимировна

Открытое занятие

(блок логопедического сопровождения «Учимся правильно говорить»)

Тема: «Зайкин огород»

(лексическая тема «Деревья»)

Задачи:

1. - создание мотивации на совместную работу

    - развитие мелкой моторики рук

    - развитие общей моторики, координации движений

    - развитие чувства ритма,

    - развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональное      состояние

    - развитие графомоторных навыков

2. - закрепление в  словаре названий деревьев, частей дерева

    - закрепление в  словаре обобщающего понятия «деревья»

    - закрепление умения употреблять антонимы

3. - воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи

    - воспитывать старательность и аккуратность

 

Оборудование для педагога:

·        мини-плакат «Строение дерева»

·        картинки с изображением деревьев

·        картинка с изображением пугало

·        природный материал: листья клена, дуба, рябины, каштана, веточки ели и сосны с шишками,  ягоды рябины, желуди, плоды каштана, кора березы и сосны

·        детский утюжок

·        газета

·        толстая книга

 

для детей:

·        мешочки с каштанами контурное изображение капусты и морковки для выполнения штриховки в заданном направлении

·        пунктирные изображения листьев дуба и березы

·        простые карандаши

·        цветные карандаши

   

 

Ход занятия

I.                  Организация начала занятия

создание мотивации на совместную работу

         Здравствуйте, ребята!

-Поздоровайтесь с нашими гостями и садитесь в автобус, я приглашаю вас в небольшое путешествие.

Музыкальная импровизация «Автобус» (трек  №1)

(см. приложение №1)

Посмотрите, куда мы приехали? Всё пусто. А кто это нас встречает? (пугало)

- А где ставят пугало? (ответы детей)

- Правильно, а для чего? (ответы детей)

 

II.               Основная часть

-Ребята, это огород нашего знакомого зайчика.

1.Парный массаж «Зайкин огород»  (см. приложение №2)

Посмотрите, дети, а в огороде есть сегодня овощи, фрукты?

- Есть что охранять от птиц? (ответы детей)

- Как вы думаете, весело Пугало стоять одному?

- Давайте мы его развеселим, поиграем с ним

2. Песня-игра «Пугало» (трек  №2)  (см. приложение №3)

 

- Посмотрите, Пугало улыбается, ему понравилось играть с вами.

(дети занимают свои места за столом)

 

3. Закрепление в  словаре названий деревьев, частей дерева

 

- Чтобы не скучать осенью, Пугало составляет гербарий. Вы знаете, что это такое? Как готовят листочки для гербария? Что для этого нужно? Кто может показать?

- Вы хотите увидеть гербарий Пугало?

- Давайте сначала вспомним, из чего состоит дерево (ствол, корень, от ствола отходят ветви с листьями, которые образуют крону дерева)

- Давайте посмотрим, какие деревья растут возле зайкиного огорода, вспомним их названия.

 

4. Развитие умения употреблять антонимы

 

Игра «Подбери словечко»

У дуба ствол толстый, а у сосны -…..

У клена ствол темный, а у березы -…..

У каштана листочки, а у ели  -…..

У сосны иголки длинные, а у ели -….

Кто знает, как называют эти

иголочки у ели и сосны?

Да, это хвойные деревья.

 

5. Развитие функции словообразования

 

Игра «С какого дерева лист, веточка?»

Давайте посмотрим коллекцию Пугало.

 

6.Развитие чувства ритма, умения выполнять движение по образцу

Ребята, что происходит с листочками осенью? А иголочки облетают? Как называется это явление природы? На что похоже кружение листочков на ветру?

Танец руками «Кленовый вальс» (трек № 11 диск «Произведение Шуберта и Шопена»)

 

7. Развитие тонкой моторики рук, развитие творческого воображения

 

а) «Мы катаем колобка» (мячики-попрыгунчики)

              Мы катаем колобка

              Нету рук, нету ног,

              А одна голова.

              Вперед-назад,

              Вперед-назад,

              По кругу.

б) «Орешки» (плоды каштана)

              Научился я орешек

              Между пальцами держать.

              Это в школе мне поможет

              Буквы ровные писать.

 

8. Развитие графомоторных навыков

 

Рисование по точкам кленового и дубового листочков

(музыкальное сопровождение трек №3 «Мировое музыкальное наследие»).

 

VI. Подведение итогов.

           

                                                               

Приложение № 1

 

«Автобус»

I

Вот мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим,

И из окошечка глядим,

Все глядим!

 

II

 

Глядим назад, глядим вперед

Вот так вот, вот так вот

Ну что ж автобус не везет,

Не везет?

 

III

Колеса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперед мы покатились

Вот так вот!

 

IV

 

А щетки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик,

Вжик-вжик-вжик,

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

 

V

И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип,

Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип.

 

VI

 

Пускай автобус нас трясет

Вот так вот, вот так вот

Мы едем, едем все вперед

Вот так вот!

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип.

 

 

Приложение № 2

 

«Зайкин огород»

 

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки

Там зимой играл в снежки,

Ну а летом в прятки.

А весною в огород зайка с радостью идет!

Но сначала все вскопает,

А потом все разровняет,

Семена просеет ловко

И пойдет сажать морковку.

Ямка-семя, ямка-семя,

Закопает, разровняет

И глядишь на грядках вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Все собрал.

И как раз здесь закончился рассказ.

 

Приложение № 3

 

«Пугало»

I

В саду уснули птички,

Легли котята спать.

А пугало вскочило

И стало распевать!

 

Припев

Я всю ночь стою качаюсь,

На мне шляпа и пиджак.

Я вот так машу руками,

Я ногой машу вот так.

 

II

 

В пруду уснули рыбки,

Легли лягушки спать.

А пугало вскочило

И стало распевать!

 

Припев

 

III

Давно уснули дети,

Легли игрушки спать.

А пугало вскочило

И стало распевать!

 

составитель учитель-логопед

Королькова Яна Владимировна

Открытое занятие

«Гости»

 (блок логопедического сопровождения «Учимся правильно говорить»)

 Тема: «Гости» (по мотивам сказки «Теремок»)

 

Задачи:

1. - создание мотивации на совместную работу

    - развитие подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата

    - развитие мелкой моторики рук

    - развитие общей моторики, координации движений

    - развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональное      состояние

    - развитие графомоторных навыков

2. - закрепление в  словаре названий животных, их детёнышей и жилища

    - закрепление в  словаре обобщающего понятия «овощи»

3. - воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи

    - воспитывать старательность и аккуратность

 

Оборудование для педагога:

·        настольный театр «Теремок»

·        картинки с изображением животных, детёнышей животных, их жилищ

·        карточки с изображением героев сказки «Теремок»

·        картинка с изображением лягушки, ловящей муху

·        магнитофон, Рахманинов «Итальянская полька» диск «Классическая музыка для детей музыка» трек №4, «Стирка» диск «Ритмика» трек №8

для детей:

·        плоскостные изображения грибов

·        корзинки

·        мешочки с каштанами и грецкими орехами

·        контурное изображение капусты и морковки для выполнения штриховки в заданном направлении

·        изображение теремка с силуэтами животных

·        простые карандаши

·        цветные карандаши

 

Ход занятия

I.                   Организация начала занятия

II.                Сообщение темы занятия. Вводная беседа.

 

 


создание мотивации на совместную работу вхождение в сказку

 

 

III.             Основная

часть

пальчиковая гимнастика

 

массаж ладонных поверхностей

           

 артикуляционная гимнастика

(звучит «Итальянская полька»)

 

 

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попадём в сказку «Теремок», в котором живут мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок и косолапый мишка. Как вы думаете, где могут жить эти звери? Правильно, живут они все в лесу, и сейчас мы с вами отправимся в лес. Что растет в лесу, что можно собирать? Правильно, посмотрите, сколько грибов выросло на этой полянке. Берите корзинки и отправляйтесь в лес за грибами.

      Дети шли-шли-шли,

      И грибы нашли.

      Раз - грибок,

      Два - грибок,

Положили в кузовок. (Дети имитируют грибника: идут, нагибаясь, и кладут грибы в кузовок)

 

Педагог рассказывает сказку, сопровождая рассказ движениями, которые повторяют дети

      Он не низок, не высок,

      На полянке теремок,

      Из трубы идет дымок,

      На двери висит замок.

Зайка в теремок заглянет,

Лапкой в дверь забарабанит,

      А комарик прилетит и в окошко постучит.

(на стол выставляется теремок)

-Кто первый пришёл в теремок? (мышка)

      Как у нашей мышки

      Ножки – коротышки.

Ножки мышкины спешат

К теремочку - и назад.  (Дети изображают пальчиками мышкины лапки)

 

- Что нашла мышка в теремке? (каштаны, грецкие   орехи)

                        Мы катаем колобка,

                        Нету рук, нету ног,

                        А одна голова.

- Следующая в гости в теремок пришла лягушка – квакушка, посмотрите, какую она принесла фотографию (лягушка, поймавшая муху). Посмотрите, как далеко лягушка может дотянуться своим языком, она каждый день тренируется, делает гимнастику, для языка. А вы умеете делать гимнастику для язычка, давайте покажем.

                                

                

 самомассаж лицевых мыщц

                 

развитие графомоторных навыков

 

физкультминутка

(звучит «Стирка»)

 

развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния

 

закрепление в  словаре названий животных, их детёнышей и жилища

  

развитие тонкой моторики рук, развитие творческого воображения

 

  

IV.             Подведение итогов занятия

  

          Комплекс  упражнений:

·         «Рыбка»                             

·         «Улыбочка»

·         «Трубочка»

·         «Маляр»

·         «Чистим зубки»

·         «Футбол»

·         «Лошадка»

Комплекс  упражнений:

·          «Рисуем дорожки»                         

·         «Рисуем яблочки»

·         «Нарисуем усы»

·         «Весёлый клоун»

·         «Грустный клоун»

·         «Нарисуем кружочки»

·         «Паровозики»

·         «Испечем блины»

·         «Пальчиковый душ»

 

Постучался в теремок зайчик – побегайчик. Пустили в теремок и зайчика. Ребята, а что любит зайчик кушать?  А как это называется, одним словом? Правильно, зайчик приготовил вам задание. Мы вместе заштрихуем капусту и морковку в заданном направлении.

 

Идет лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: - Терем – теремок! Кто в теремочке живёт? Пустите меня к вам пожить, я буду вам по хозяйству помогать,  я умею готовить, шить и стирать. Дети, а мы ведь тоже умеем весело стирать, давайте покажем.

 

Следующим в теремок пришёл волчок – серый     бочок. Ребята, а волчок принёс для нас подарки и просит поиграть с ним. (Педагог раздает детям картинки с изображением героев «Теремка» и просит показать животное, изображение которого они получили. Дети должны изобразить повадки животных так, чтобы остальные смогли догадаться, кто это.)

 

Последним в теремок попросился косолапый мишка. Ребята, мишка принес картинки и попросил меня задать вам вопросы. Игры «У кого кто?»,  «Кто с кем?».

 

Ребята, а вы помните, чем закончилась эта сказка? Да, мишка полез на крышу и раздавил теремок. А наш мишка предлагает для каждого героя приготовить теремок. А кто, для кого будет разукрашивать теремок, вы отгадаете по силуэту животного, который стоит около теремка. Это будет вашим домашним заданием.

 

 

Педагог предлагает детям назвать всех обитателей теремка, вспомнить последовательность их прихода в теремок.

 



составитель учитель-логопед

Королькова Яна Владимировна

Мастер класс

«Весёлая прогулка»

 (в рамках театрального марафона «Воспитание театром»)

 «В гостях у сказки» (по мотивам сказки «Репка»)

Цель: оценка уровня знаний и умений, заявленных в образовательной программе, по результатам изучения учебного материала.

 

Оборудование для педагога:

·        настольный театр «Репка»

·        куклы – бибабо (герои сказки «Репка»)

·        картинки с изображением частей животных

·        картинка с изображением животных, профессий

·        игрушки: машинка, мишка, кукла, мяч, собака

·        музыкальная запись «У кого какая песня» (диск №1, трек №10)

 

 Ход занятия

I.                  Организация начала занятия

Дети становятся в круг и поют «У кого какая песня» (используются куклы бибабо, герои сказки «Репка»)

 

II.                Сообщение темы занятия. Вводная беседа.

- дети, герои какой сказки сегодня нам помогали петь песенку?

 - правильно, вы знаете эту сказку? Сегодня я её вам покажу, а помогать мне будут эти куклы. Итак, мы отправляемся в сказку, помогать героям, вытаскивать репку. Вы готовы?

 

III.           Основная часть

На столе выставляется основа для настольного театра. Педагог начинает рассказывать сказку: посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет потянет, вытянуть не может. Кого позвал дед на помощь? (бабку). А пока бабушка идет, давайте покажем дедушке гимнастику для пальчиков, чтобы у него отдохнули руки.


 

 

·        Пальчиковая гимнастика

1.     Солнышко, солнышко посвети,

Лучики, солнышко, распусти!

Дождик, дождик не молчит, Дождик весело стучит.

2.     Мы приходим в огород,

Это что у нас растет?

Мы за хвостик держим крепко

И вытаскиваем репку.

А вот и бабушка пришла. Сказка продолжается: бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а пока внучка бежит, бабка предлагает вам поиграть в игру.

·        «Подбирай, называй» (дети подбирают слова на заданный звук в определенной позиции)

Отдохнули, а теперь за работу, вот и внучка пришла: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут, вытянуть не могут. Ребята, а кого позвала жучка? Правильно, кошку. А пока она бежит к нам, жучка поиграет с вами.

·                   «Что из чего» - предлагается образовать относительные прилагательные от существительных («сумка из кожи» - …, «стол из дерева» - …., «кофта из шерсти» -...)

·                   «Чья голова, чей хвост» - предлагается образовать притяжательные прилагательные от существительных (карточка № 1)

         Вот и кошка. Кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут, вытянуть не могут. Кого позвала кошка? (мышку). Правильно, мышку. Пока мы ждём мышку, кошка хочет предложить вам игру.

·                   «Назови что делает» - предлагается подобрать  слова-действия к существительным

Вот и мышка. Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут, вытянули репку. Ребята, мышка прибежала с волшебным мешочком и хочет поиграть с вами.

·                   «Презентация» - предлагается составить рассказ-описание предмета, который ребенок достанет из мешочка.

 

IV.        Подведение итогов

Вот и закончилась наша сказка. Вам понравилось играть с её героями. Давайте вспомним, кто помогал дедушке.

 

 

  

составитель учитель-логопед

Королькова Яна Владимировна

 

Открытое занятие

«Дом, который построил Джек»

 (блок логопедического сопровождения «Учимся правильно говорить»)

Цель: развитие

·      рече-двигательной координации;

·      чувства ритма;

·      развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональное состояние;

·      развитие общей моторики, координации движений;

·      коммуникативных навыков (умения чувствовать, согласовывать и поддерживать настроение, тон, ритм в совместных действиях)

·      закрепление в словаре названий овощей и фруктов, дифференциация этих понятий

 

Оборудование:

·         музыкальный центр с дисками;

·         муляжи овощей и фруктов;

·         картинки с изображением овощей и фруктов для наборного полотна;

·         разрезные картинки с изображением овощей и фруктов;

·         две вазы

 

Ход занятия:

Дети становятся в круг (Трек №1)

 

1.     «Здравствуйте все» - ритуал приветствия («Ласковая самба» - музыкальный материал из мировой детской песенно – танцевальной коллекции сборник № 2, трек № 12).

Модель представляет собой форму игры-команды, когда дети, слушая текст, который поёт педагог, выполняют его звучащими жестами и в движении (форма общения – «зеркало»).

 

Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, все!

Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики все!

 

Хлопнем ладошками, хлопнем ладошками –

Здравствуйте, все!

Топаем ножками, топаем ножками все.

 

Шлёп по коленочкам, шлёп по коленочкам -

Здравствуйте, все!

Ходим на цыпочках, ходим на цыпочках все.

 

Вместе покружимся, вместе покружимся –

Здравствуйте, все!

И покачаемся, и покачаемся – все.

 

Здравствуйте, здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте!

Здравствуйте, все!

В гости сегодня мы с вами отправимся все!

 

2.     Основная часть.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к нашему другу Джеку, давайте познакомим наших гостей с ним.

·        «Дом Джека» парная координационно-подвижная игра на основе американского фольклора (перевод С. Маршака) / см. приложение к конспекту /.

- Ребята, мы идем к Джеку чтобы поддержать его, он очень любит лето. Кто из вас тоже любит лето? Почему?  А осенью, когда на улице становится сыро и холодно - он грустит. И для того чтобы сохранить частичку лета Джек нарисовал картину, давайте посмотрим, всем нравится.

- Ребята, Джек так загрустил, что перепутал все овощи и фрукты, давайте поможем ему разобраться.

·        Игра «Овощ или фрукт» дети на двойном наборном полотне дифференцируют картинки с изображением овощей и фруктов.

·        Игра «Из чего - какой?».  Детям предлагается приготовить этикетки для сока, подобрать надписи к изображению.

·        Игра «Жадный Я». Детям предлагается к названию каждого овоща или фрукта  добавлять нужное слово (мой, моя моё).

Ребята, а среди вас есть жадный человек? (ответы детей). Это хорошо, А если вы не жадные, то вы какие?  Давайте,  станем в круг. Джек тоже очень щедрый и хочет угостить вас печеньем.

                          (Трек №2)

·        «Нету печенья в вазе на столе» подвижная игра на основе текста (музыкальный материал из мировой детской песенно-танцевальной коллекции сборник №1, трек № 2).

Ребята, но если не нашлось печенье, давайте сами порадуем себя, хотя бы вкусными воспоминаниями. Давайте закроем глаза и вспомним свой любимый овощ или фрукт (ответы детей). А как ещё можно сохранить воспоминания? (сфотографировать то, что хочешь запомнить). Джек сфотографировал свои овощи и фрукты, но кто-то их порвал, поможем ему собрать их.

(Трек №3)

·         «Разрезные картинки»

           Ребята, а ещё про каждую фотографию Джек придумал загадку, давай те попробуем их   разгадать.

·        «Отгадай загадку, подбери картинку» по итогам складывания разрезных картинок.

·        «Что лишнее?»

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а вот наши гости засиделись, давайте пригласим их поиграть.

(Трек №4)

·        «Семь прыжков» двигательная импровизация (мировая музыкальная коллекция сборник №1, трек № 15)

3.     Итог занятия.

         Ребята, вам понравилось наше занятие? У кого мы были в гостях? О чем мы вспоминали? Вот и печенье нашлось, Джек положил его в мешочек, а ещё чтобы вы вспоминали наше приключение, он подготовил картинки для разукрашивания, раскрасьте на них только те предметы, которые относятся к нашему занятию.      

Спасибо, до новых встреч!!!

Дата последнего обновления страницы 15.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»