ПОЛОЖЕНИЕ
о социальном психолого-медико-педагогическом консилиуме
1. Общее положение.
1.1. Социальный Психолого-медико-педагогический консилиум далее (сПМПк) представляет собой объединение специалистов учреждения, созданное для разработки и контроля реализации индивидуальной программы медико-социального психолого-педагогического сопровождения воспитанников Центра.
1.2. Специалисты сПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом в работе консилиума.
1.3. Деятельность сПМПк как внутреннего, постоянно действующего, функционального подразделения СОГБУ СРЦН «Дом милосердия» регулируется Положением о социальном психолого-медико-педагогическом консилиуме СОГБУ СРЦН «Дом милосердия»
2. Цели и задачи.
2.1. Цель сПМПк – разработка, контроль и реализация индивидуальной социально-реабилитационной программы для несовершеннолетнего и его семьи по предупреждению или разрешению трудной жизненной ситуации.
2.2. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
2.2.1. Проведение комплексной медико-социальной психолого-педагогической оценки актуального состояния несовершеннолетнего и динамики его развития.
2.2.2. Определение формы, методов, сроков адекватной индивидуально-ориентированной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.
2.2.3. Обсуждение результатов социально-реабилитационного процесса.
2.2.4. Выработка коллективных обоснованных рекомендаций родителям (лицам, их замещающих), педагогам по дальнейшему сопровождению несовершеннолетнего и его семьи.
2.3. Для эффективной и качественной работы сПМПк должен соответствовать следующим требованиям:
2.3.1. Соблюдение принципов комплексного подхода.
2.3.2. Согласованность и координация взаимодействия специалистов.
2.3.3. Четкое понимание каждым специалистом не только своей роли в социально-реабилитационном процессе, но и роли других специалистов.
2.3.4. Коллегиальный принцип обсуждения.
2.3.5. Адекватное распределение обязанностей, ответственности за принятие решений консилиума и реализацию социально-реабилитационной программы индивидуального сопровождения.
3. Структура отделения
3.1. Консилиум имеет следующий представительский состав:
3.1.1. Председатель Консилиума – заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе.
3.1.2. Секретарь Консилиума – избирается из числа специалистов, входящих в состав консилиума, путем открытого голосования большинством голосов присутствующих.
3.1.3. Члены Консилиума: заведующий отделением диагностики и социальной реабилитации, заведующий отделением социально-правовой помощи, педагог-психолог (сопровождающий воспитанника), социальные педагоги (специалист по социальной работе), воспитатели, учитель-логопед, врач-педиатр.
3.1.4. На заседания Консилиума могут приглашаться специалисты других субъектов профилактики (учителя школы, где обучается ребенок, представители органов внутренних дел, работники внешкольных учреждений и т.д.).
3.1.5. Родители несовершеннолетнего или его законные представители (в случае необходимости).
4.Организация деятельности.
4.1. Руководит работой Консилиума председатель Консилиума.
4.2. Консилиум осуществляет свою работу в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем учреждения.
4.3. Заседания Консилиума проводятся при участии тех членов Консилиума, которые участвуют в реабилитации конкретного несовершеннолетнего.
4.4. Заседания Консилиума оформляются протоколами, которые ведет секретарь. Протоколы заседаний подписываются председателем и секретарем.
4.5. Решения Консилиума носят для исполнителей обязательный характер. Реабилитационные мероприятия, рекомендации и выводы отражаются в карте реабилитации.
4.6. Протоколы заседаний Консилиума хранятся у секретаря Консилиума, и при его переназначении передаются вновь избранному секретарю Консилиума.
4.7. Краткие сведения о воспитаннике заносятся специалистами в протокол сПМПк.
4.8. Решения заносятся в Карту комплексной реабилитации воспитанника Центра.
4.9. сПМПк включает в себя предварительный консилиум, первичный, промежуточный (возможен внеплановый сПМПк) и заключительный:
4.9.1. Предварительный консилиум.
4.9.1.1. Проводится предварительное заседание приблизительно на 1-3 день пребывания воспитанника в Центре.
4.9.1.2. На заседании рассматриваются вопросы:
- необходимости медицинского обследования несовершеннолетнего;
- комплектования групп в соответствии с функционированием социально-реабилитационных программ. При этом учитывается возраст несовершеннолетнего, оптимально возможное количество детей в группе, соответствие запроса и возможностей программы;
- назначения кураторов несовершеннолетнего (социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель).
4.9.2. Первичный консилиум.
4.9.2.1.Проводится через 1-2 недели пребывания несовершеннолетнего в Центре после медицинского обследования, диагностики и осмотра специалистами.
4.9.2.2. Обсуждаются: особенности анамнеза и социального статуса несовершеннолетнего и его семьи, течение адаптационного периода, результаты диагностики и осмотров специалистами.
4.9.2.3. При проведении консилиума специалисты сообщают следующую информацию:
- специалист по социальной работе (социальный педагог) дает краткую характеристику семьи ребенка, его статус, основание помещения в учреждение, на основе документов и беседы с ребенком, органами опеки и попечительства и информирует родителей ребенка (или лиц его замещающих) о предполагаемой программе социального сопровождения;
- врач делает заключение о состоянии здоровья ребенка и дает рекомендации по дальнейшей работе с ним и о дальнейшей программе медицинского сопровождения воспитанника;
- воспитатель, работающий с ребенком, дает ему педагогическую характеристику, информацию о том, как проходит адаптационный период, информирует о программе педагогического сопровождения;
- педагог-психолог делает заключение об уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях, дает рекомендации педагогам по взаимодействию с ребенком, определяет необходимость индивидуальной психологической работы и сопровождения воспитанника;
- учитель-логопед делает заключение об уровне речевого развития, определяет необходимость индивидуальной работы с воспитанником.
4.9.2.4. По итогам комплексного медицинского обследования, педагогического наблюдения, психологической диагностики, учитывая социальную ситуацию в семье, на консилиуме разрабатывается и утверждается индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего. А также обсуждаются вопросы возможного ограничения некоторых видов деятельности для несовершеннолетнего и сроки реализации индивидуальной программы реабилитации.
4.9.2.5. В решении консилиума отражаются мнения всех специалистов и выбирается оптимальное направления сопровождения несовершеннолетнего во время пребывания в программе, необходимость и частота психолого-медико-социального патронажа семьи.
4.9.3. Промежуточный (внеплановый сПМПк).
4.9.3.1. Проводится по истечении 3-х месяцев пребывания воспитанника с целью контроля и коррекции выполнения решения первичного консилиума по реализации индивидуальных программ сопровождения и необходимости продления срока пребывания.
4.9.3.2. Промежуточный консилиум собирается также и в экстренных случаях, на которых обсуждаются вопросы или изменения, требующие участия и согласованности действий специалистов разного профиля: вывод ребенка из группы, изменение режима, тактики сопровождения и т.п.
4.9.3.3. Запрос на сПМПк может быть выдвинут (но обоснован!) любым специалистом, работающим с несовершеннолетним.
4.9.4.Заключительный консилиум.
4.9.4.1. Результаты проведенной комплексной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи рассматриваются на заключительном сПМПк, который проводится за 3-7 дней до планируемого завершения реабилитационного процесса.
4.9.4.2. Каждый специалист определяет свою точку зрения о проведенной программе социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, формирует заключение и дает рекомендации.
4.9.4.3. В сПМПк принимают участие основные специалисты социально-реабилитационной программы и специалисты, работавшие с ребенком по индивидуальному плану (по решению СПМПк-1).
4.9.4.4. На консилиуме обсуждаются особенности социально-реабилитационного процесса каждого несовершеннолетнего. В решении консилиума обязательно отражается стратегия дальнейшего сопровождения:
- рекомендации дополнительного (или продолжение) консультирования, обследования, лечения (при необходимости) на базе детской поликлиники, районной больницы, областного центра;
- индивидуальная работа в рамках консультаций психолога или семейной терапии;
- продолжение социально-реабилитационного процесса в программах Центра;
- развитие творческого потенциала несовершеннолетнего (через посещение кружков, секций, студий детского творчества и т.д.);
- представление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для выбора или изменения образовательного маршрута;
- постановка семьи несовершеннолетнего на медико-социальный патронаж;
- оформление и передача информации о ситуации в семье несовершеннолетнего в учреждения социальной защиты (опеки и попечительства, учреждение образования и т.д.)
5. Права и обязанности членов Консилиума.
5.1. Члены Консилиума имеют право:
5.1.1. Вносить предложения при разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи.
5.1.2. Вносить корректировки в индивидуальную программу реабилитации.
5.1.3. Обмениваться информацией с членами консилиума по ходу социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьёй.
5.2. Члены Консилиума обязаны:
5.2.1. Посещать все заседания Консилиума.
5.2.2. Обеспечивать осуществление реабилитационных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетних и семьи, принятой на консилиуме, в указанные сроки.
5.2.3. Предоставлять информацию о проделанной работе с несовершеннолетними и семьёй по истечении срока её реабилитации.
5.3. Члены Консилиума несут ответственность за сбор и предоставление достоверной документации в установленные сроки. В отношении специалистов, не выполняющих данные требования, накладываются дисциплинарные взыскания.